Утилизация аккумуляторов разных типов — способы и куда сдавать

С каждым годом на дорогах увеличивается количество транспорта, и утилизация автомобильных аккумуляторов грозит в последующие 10-15 лет превратиться в острую проблему. Кроме того, каждый житель планеты имеет хотя бы 1 электронный девайс, поэтому уже сейчас компании-производители химических источников тока ищут пути решения вопроса: куда девать использованные аккумуляторные батареи, чтобы не навредить окружающей среде и получить экономическую выгоду.

Почему аккумуляторные батареи нужно утилизировать

Исходя из требований ФККО, все бытовые и промышленные отходы различают по степени вредного воздействия на экологию. Здесь подразумевается скорость разложения, содержание ядовитых веществ, взрыво- и пожароопасность.

бу акб

Присвоение 2-3 классов опасности аккумуляторным батареям (высоко и умеренно опасные) связано с тем, что они содержат токсичные вещества, которые выделяются не только при горении, но и разложении – а это может длиться 100-200 лет. Только 1 гальванический элемент заражает землю тяжелыми металлами на площади 20 м2.

Кроме того, утилизации аккумуляторных батарей – это дополнительное сырье для изготовления новой продукции.

Виды аккумуляторных батарей

В зависимости от используемых электродов и электролитных жидкостей, эксплуатационных характеристик, различают следующие виды аккумуляторов.

Вид Описание
Свинцово-кислотные (стартерные) Хотя они относятся ко 2-му классу опасности, это самые распространенные в россии аккумуляторы. электроды изготавливаются из металлического свинца и порошка диоксида свинца. для электролита используется серная кислота.
Литий-ионные Это целое семейство аккумуляторов на литиевой основе: литий-кобальтовые, железо-фосфатные, литий-марганцевые, литий-титанатные и др. виды. в россии проблема утилизации литий ионных аккумуляторов еще не стала злободневной, потому что рынок электромобилей отстает от европейского.
Щелочные (алкалиновые) Не содержат высокотоксичных компонентов. различают 2 вида – никель-кадмиевые (ni-cd) и никель-железные (ni-fe). электролит – раствор щелочи едкого калия или едкого натрия. никель-металлгидридные (ni-mh) аккумуляторы признаны экологично безопасными.
Алюминий-ионные Для катода используется графитовая пена, анод – из алюминия.
Серебряно-цинковый Анод и катод изготавливаются из цинка и оксида серебра соответственно. электролит – едкая щелочь koh

Все виды аккумуляторов содержат ценное сырье, поэтому выбрасывать такую продукцию на захоронение – это расточительство.

Куда девать использованные аккумуляторы

Если б/у аккумулятор потерял свои свойства и уже не подлежит дальнейшей эксплуатации, тогда поступают следующим образом:

  • Сдают в пункты приема АКБ или отправляют в экобоксы. Они действуют во многих крупных городах России, половина их них – на территории Московской области. Собранный утиль затем направляется на перерабатывающие заводы.
  • Сдают в магазин автозапчастей. В таких точках часто действуют акции, и сдатчик получает скидку на приобретение нового товара.
  • Продают скупщикам.

Не стоит сдавать аккумулятор в пункт приема металлолома, потому что там нет условий для правильной утилизации.

Утилизация аккумуляторов

Первое, что делают со старыми аккумуляторами, это определяют, возможно ли их дальнейшее использование как накопителя энергии. Если функции не утрачены полностью, химические источники тока передают в мастерские или заинтересованные организации. В противном случае отработанные аккумуляторы подлежат разборке с последующей переработкой для выделения металлов, пластика, электролитных жидкостей.

приём и переработка акб

Для утилизации используют несколько способов:

  • Механический. Применяется для разборки корпуса АКБ.
  • Термический, или пирометаллургический. Извлеченные металлические компоненты переплавляют в печах с целью получения чистых металлов.
  • Химический (гидрометаллургический). Этим высокоэффективным способом восстанавливают металлы с помощью химических реакций.

Если без механической переработки утилизация АКБ не осуществляется, то выбор 2-х других зависит от конструктивных особенностей устройства, состава электролита, типа электродов.

Переработка аккумуляторных батарей – опасный вид деятельности, поэтому на сбор, транспортирование и утилизацию источников питания необходимо разрешение. Лицензия выдается отдельно на каждый класс опасности.

Утилизация Li-ion аккумуляторов

Вначале производится разборка корпуса, сливается электролит. Затем извлекаются и сортируются аноды и катоды. После механической очистки от посторонних примесей медные и алюминиевые пластины, пластиковый корпус отправляются на переплавку. Для извлечения графита и лития используют гидрометаллургический метод.

В России технология переработки литий ионных аккумуляторов полностью еще не отработана, отсутствует необходимое оборудование, поэтому чаще неповрежденные литий ионные аккумуляторы отправляются в отходы. В мире же этому вопросу уделяется большое внимание.

Свинцово-кислотные АКБ

Этапы утилизации свинцовых аккумуляторов:

  1. Слив электролита и промывка емкости дистиллированной водой.
  2. Корпус АКБ измельчают на дробильных станках. Образуется смесь из свинцовой пасты, кусков металла и пластика.
  3. С помощью фильтров свинцово-кислотный материал отделяется от пластин и отправляется на переработку.
  4. Измельченные компоненты погружают в емкости с водой. Pb оседает на дно, а полимерные части всплывают. Их собирают и отправляют на переплавку и гранулирование. В оставшейся массе нейтрализуют серную кислоту.
  5. Металлические компоненты обогащают углем и сушат, а затем отправляют в плавильные печи для получения свинца.
  6. Проводится очистка от металлических примесей. В результате получаются свинцовые слитки высокой чистоты.

Трудность утилизации связана с тем, что в окружающую среду попадают свинцовые пары и пыль.

Щелочные АКБ

Переработка щелочных батарей производится в следующем порядке:

  1. Корпус разрезают, чтобы слить щелочь.
  2. Производится утилизация электролита.
  3. Крупные куски корпуса дробят.
  4. Отделяют пластик и металлические компоненты. Первый идет на переплавку и получение гранулированного вторичного сырья.
  5. Остальное сырье очищается с помощью фильтров и специально подобранных химических составов.

Для утилизации щелочных и свинцово-кислотных АКБ устанавливают автоматизированные линии.

Как утилизировать аккумулятор телефона

В основном утилизация аккумуляторов для электронных приборов осуществляется без выделения металлов. Хотя в России есть 3 завода, имеющих патент на утилизацию, но они испытывают недостаток в сырье – только 3% портативных источников тока поступает на переработку.

Вначале утиль сортируют, затем дробят шредером. На магнитном сепараторе отделяют металлические кусочки оболочек. Далее химическим способом выделяют металлы. Разрабатывается новый, прогрессивный метод с использованием ударных волн, который упростит разделение материалов.

Пока не представляется возможным утилизировать батарею от телефона экономически выгодным способом. На сегодняшний день реальный выход – это сдать ее в экобокс или иной приемный пункт.

Перспективы утилизации АКБ

Переработку аккумуляторов рассматривают в 2-х аспектах: как защиту окружающей среды от вредных веществ и как прибыльный бизнес.

Европа уже взяла курс на получение вторичного сырья путем переработки АКБ. Над этой же проблемой задумался и Китай: через 10 лет он будет завален отработанными аккумуляторами – почти 7 млн т. В стране запускается новый проект, ответственность за реализацию которого ложится на производителей источников тока.

США пока еще только раскачиваются в этом направлении: лишь в 8 штатах из 50 регулируется обращение использованных перезаряжаемых АКБ. В России уже работают первые предприятия по переработке литиевых аккумуляторов и других видов химических источников тока. Экономическая выгода налицо: уже сейчас получают более 200 тыс. т вторичного сырья для производства новых аккумуляторных батарей. Лидирует же в данном вопросе Япония.

Б/у аккумуляторные батареи совсем не обязательно разбирать – им можно дать вторую жизнь, используя для сбора и хранения солнечной и ветровой энергии. Агрегат, собранный из 700 высоковольтных аккумуляторов BMW i3, уже действует как источник энергии на автоконцерне в Лейпциге. Аналогичная установка, общей емкостью порядка 2 МВт·ч, участвует в обеспечении бесперебойной работы энергосистемы Гамбурга. В Японии аккумуляторы электромобилей используются для освещения улиц накопленной за день солнечной энергией.

Добавить комментарий
Adblock
detector