Что такое проект ПНООЛР — его примеры и этапы разработки по новым законам
Экологическая обстановка по всему миру постоянно ухудшается, Россия также не является исключением. Главная проблема, которая постоянно приводит к ухудшению состояния окружающей среды – предприятия, которые в ходе осуществления собственной деятельности нарушают предписания экологических нормативов. По большей части это касается новых на рынке компаний, которые для обеспечения прибыльности и стабильности стремятся экономить на всем, в том числе и на тратах на обеспечение экологической безопасности.
В связи с этим возникла серьезная необходимость создания конкретных инструментов регулирования данного направления. По этой причине и был создан специальный Федеральный закон от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», поскольку утверждение конкретных нормативов — единственная возможность управления отраслью.
Расшифровка ПНООЛР
В рамках этого Федерального закона описывается, что каждая компания обязана заниматься разработкой ПНООЛР, то есть проектом нормативов образования отходов и лимитов их размещения. Благодаря этому становится возможной организация некоторой системы контроля за всеми выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, поскольку на компании возлагаются вполне конкретные обязанности по распределению и утилизации их отходов.

Проект ПНООЛР — это документ, в котором находится конкретная характеристика компаний, которые обязаны заниматься подготовкой подобной отчетности. Этот список постоянно корректируется, в него входят все предприятия и компании, чья деятельность приводит к формированию опасных отходов.
Другая особенность ПНООЛР заключается в том, что предпринимательская деятельность без получения статуса юридического лица также не освобождается от составления ПНООЛР. Определяющим фактором в подобной ситуации становится формирование отходов, их объемы и класс опасности.
В 2019 году требования к оформлению этого документа, а также общий перечень предприятий и лиц, которые должны им заниматься, изменился.
Кому надо заниматься разработкой ПНООЛР по новому законодательству с 2019 года
Согласно первому пункту приказа №349 минприроды созданием подобного вида отчетности должен заниматься любой предприниматель или юридическое лицо, деятельность которого (хозяйственная или любая другая форма) приводит к формированию отходов. Стоит отметить, что требования к созданию и оформлению данного документа являются едиными для всех категорий лиц.
Нужно ли разрабатывать ПНООЛР субъектам бизнеса
Единственным исключением из данного документа являются субъекты малого и среднего бизнеса, которые вместо ПНООЛР предоставляют сведения о сформированных ими отходах за годовой период.
Основные задачи разработки ПНООЛР
ПНООЛР является регулятивным документом в области экологии, создание которого преследует следующий перечень задач:
- Расчет годовых нормативов и допустимых значений отходов;
- Расчет общего количества отходов, формирующихся за год, а также определение их количественного и качественного состава.
- Определение конкретных причин для утилизации заявленного количества отходов;
- Обоснование общего количества отходов, которые предлагаются для размещения особым образом на конкретный период с учетом имеющейся экологической обстановки в регионе.
Процесс разработки ПНООЛР
При составлении ПНООЛР первое, что следует понимать, так этот тот факт, что подготовкой подобной документации следует озаботиться за полгода до появления проверяющих и контролирующих органов, поскольку практически все это время понадобится для правильной подготовки отчетности.
Несмотря на то, что допускается самостоятельная разработка необходимых нормативов, лучше обратиться в специализированные органы. Практика последних лет демонстрирует, что подобное позволяет существенно сэкономить временные и материальные ресурсы, поскольку нет необходимости самостоятельно прорабатывать все методические указания.
В таком случае этапы разработки ПНООЛР приобретают следующий вид:
- Предоставление всей исходной информации об общем количестве выбросов отходов за прошлый год, прикрепление технологических карт и сопутствующей документации.
- Требуется обязательное посещение предприятия экологом, который составит перечень имеющихся отходов согласно кодам ФККО. При этом специалист определит конкретные виды деятельности и цепочки, приводящие к формированию отходов. Он также может взять образцы для дополнительной проверки.
- На основе собранной информации происходит подготовка проекта, где производятся все расчеты общего объема образуемых отходов. Именно на этом этапе происходит определение класса опасности имеющихся отходов. В то время, пока производятся все необходимые расчеты, предприятие также обязано выполнить целый ряд ответственных задач. К примеру, подготовить места для хранения отходов, составить паспорта отходов с подробной характеристикой класса опасности, а также распространить эту документацию по всем местам хранения отходов. Компания также должна подготовиться к будущей транспортировке отходов. Финальная задача этого этапа – получение лицензии на сбор, транспортировку и размещение имеющихся отходов по классам опасности.
- Согласование полученного проекта в Росприроднадзоре. Здесь документ пройдет тщательную проверку на соответствие всем требованиям и критериям. Всегда следует готовить 2 ПНООЛР, поскольку один из них останется у Росприроднадзора, а второй экземпляр обязательно должен находиться непосредственно на предприятии.
Для разработки ПНООЛР требуется наличие следующего пакета документов:
- Все учредительные документы;
- Квитанция об оплате государственной пошлины на выдачу лимитов;
- Подробная информация обо всех формирующихся категориях отходов;
- Копия паспортов отходов с подробным описанием классов опасности.
- Детальная информация об особенностях деятельности компании или предприятия.
- Договор аренды, демонстрирующий законность эксплуатации конкретных земельных участков.
- План-схема предприятия.
- Общее количество сотрудников предприятия;
- Общее количество и характеристика структурных подразделений предприятие.
- Описание прилегающей территории (при наличии)
- Сведения об арендаторах.
- Лицензия на сбор и работу с отходами производства;
- План развития предприятия на ближайшие пять лет по вопросам, затрагивающим увеличение объемов отходов.
- Наличие медицинского пункта.
- Описание всех технологических процессов каждого структурного подразделения предприятия.
- График работы предприятия.
В среднем разработка и подготовка ПНООЛР занимает несколько дней, однако все лица, привлеченные к разработке данной документации должны обладать специфическими специализированными знаниями в области экологического законодательства, а также разбираться в принципах оформления юридической документации и нормативно-правовых актов. Подобное значительное количество требований зачастую приводит к тому, что предприниматели обращаются в специализированные компании, которые помогают с разработкой подобных документов. В таком случае длительно оформления составляет около двух недель. При этом длительность согласования сформированных документов в Росприроднадзоре может достигать 30 дней.
Срок действия одного проекта ПНООЛР составляет 5 лет при условии, что предприниматель или юридическое лицо будет ежегодно предоставлять документацию, подтверждающую отсутствие изменений в используемых технологических и производственных процессах. Формат подготовки подобной отчетности также описывается в Федеральном законе.
Особенности согласования в Росприроднадзоре
Согласование ПНООЛР в Росприроднадзоре может осуществляться в бумажной или электронной форме. Требования к подаче документа отличаются в зависимости от уровня предприятия. Все предприятия федерального уровня обязаны подавать документы в федеральный орган, в то время как все остальные – в местные. Конкретные примеры его создания можно легко найти на официальных сайтах контролирующих органов.
Последствия отсутствия ПНООЛР
Все компании, чья деятельность приводит к формированию отходов обязаны заниматься составлением ПНООЛР. Отказ от соблюдения данного предписания приводит к наложению санкций, которые колеблются в зависимости от конкретного лица, совершившего нарушение. К примеру, простой гражданин может рассчитывать на получение штрафа до 2000 рублей, должностные лица – до 30 000 рублей, предприниматели, не являющиеся юр.лицами – до 50 000 рублей, предприятие – штраф до 50 000 рублей или остановка его функционирования на 90 дней.
В том случае, если нарушение данного регламента привело к тяжким последствиям, то в таком случае наступает уголовная ответственность.