Что такое проект ПНООЛР — его примеры и этапы разработки по новым законам

Экологическая обстановка по всему миру постоянно ухудшается, Россия также не является исключением. Главная проблема, которая постоянно приводит к ухудшению состояния окружающей среды – предприятия, которые в ходе осуществления собственной деятельности нарушают предписания экологических нормативов. По большей части это касается новых на рынке компаний, которые для обеспечения прибыльности и стабильности стремятся экономить на всем, в том числе и на тратах на обеспечение экологической безопасности.

В связи с этим возникла серьезная необходимость создания конкретных инструментов регулирования данного направления. По этой причине и был создан специальный Федеральный закон от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», поскольку утверждение конкретных нормативов — единственная возможность управления отраслью.

Расшифровка ПНООЛР

В рамках этого Федерального закона описывается, что каждая компания обязана заниматься разработкой ПНООЛР, то есть проектом нормативов образования отходов и лимитов их размещения. Благодаря этому становится возможной организация некоторой системы контроля за всеми выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, поскольку на компании возлагаются вполне конкретные обязанности по распределению и утилизации их отходов.

титульная лист проекта пноолр
Пример титульного листа проекта ПНООЛР

Проект ПНООЛР — это документ, в котором находится конкретная характеристика компаний, которые обязаны заниматься подготовкой подобной отчетности. Этот список постоянно корректируется, в него входят все предприятия и компании, чья деятельность приводит к формированию опасных отходов.

Другая особенность ПНООЛР заключается в том, что предпринимательская деятельность без получения статуса юридического лица также не освобождается от составления ПНООЛР. Определяющим фактором в подобной ситуации становится формирование отходов, их объемы и класс опасности.

В 2019 году требования к оформлению этого документа, а также общий перечень предприятий и лиц, которые должны им заниматься, изменился.

Кому надо заниматься разработкой ПНООЛР по новому законодательству с 2019 года

Согласно первому пункту приказа №349 минприроды созданием подобного вида отчетности должен заниматься любой предприниматель или юридическое лицо, деятельность которого (хозяйственная или любая другая форма) приводит к формированию отходов. Стоит отметить, что требования к созданию и оформлению данного документа являются едиными для всех категорий лиц.

Нужно ли разрабатывать ПНООЛР субъектам бизнеса

Единственным исключением из данного документа являются субъекты малого и среднего бизнеса, которые вместо ПНООЛР предоставляют сведения о сформированных ими отходах за годовой период.

Основные задачи разработки ПНООЛР

ПНООЛР является регулятивным документом в области экологии, создание которого преследует следующий перечень задач:

  • Расчет годовых нормативов и допустимых значений отходов;
  • Расчет общего количества отходов, формирующихся за год, а также определение их количественного и качественного состава.
  • Определение конкретных причин для утилизации заявленного количества отходов;
  • Обоснование общего количества отходов, которые предлагаются для размещения особым образом на конкретный период с учетом имеющейся экологической обстановки в регионе.

Процесс разработки ПНООЛР

При составлении ПНООЛР первое, что следует понимать, так этот тот факт, что подготовкой подобной документации следует озаботиться за полгода до появления проверяющих и контролирующих органов, поскольку практически все это время понадобится для правильной подготовки отчетности.

Несмотря на то, что допускается самостоятельная разработка необходимых нормативов, лучше обратиться в специализированные органы. Практика последних лет демонстрирует, что подобное позволяет существенно сэкономить временные и материальные ресурсы, поскольку нет необходимости самостоятельно прорабатывать все методические указания.

В таком случае этапы разработки ПНООЛР приобретают следующий вид:

  1. Предоставление всей исходной информации об общем количестве выбросов отходов за прошлый год, прикрепление технологических карт и сопутствующей документации.
  2. Требуется обязательное посещение предприятия экологом, который составит перечень имеющихся отходов согласно кодам ФККО. При этом специалист определит конкретные виды деятельности и цепочки, приводящие к формированию отходов. Он также может взять образцы для дополнительной проверки.
  3. На основе собранной информации происходит подготовка проекта, где производятся все расчеты общего объема образуемых отходов. Именно на этом этапе происходит определение класса опасности имеющихся отходов. В то время, пока производятся все необходимые расчеты, предприятие также обязано выполнить целый ряд ответственных задач. К примеру, подготовить места для хранения отходов, составить паспорта отходов с подробной характеристикой класса опасности, а также распространить эту документацию по всем местам хранения отходов. Компания также должна подготовиться к будущей транспортировке отходов. Финальная задача этого этапа – получение лицензии на сбор, транспортировку и размещение имеющихся отходов по классам опасности.
  4. Согласование полученного проекта в Росприроднадзоре. Здесь документ пройдет тщательную проверку на соответствие всем требованиям и критериям. Всегда следует готовить 2 ПНООЛР, поскольку один из них останется у Росприроднадзора, а второй экземпляр обязательно должен находиться непосредственно на предприятии.

Для разработки ПНООЛР требуется наличие следующего пакета документов:

  • Все учредительные документы;
  • Квитанция об оплате государственной пошлины на выдачу лимитов;
  • Подробная информация обо всех формирующихся категориях отходов;
  • Копия паспортов отходов с подробным описанием классов опасности.
  • Детальная информация об особенностях деятельности компании или предприятия.
  • Договор аренды, демонстрирующий законность эксплуатации конкретных земельных участков.
  • План-схема предприятия.
  • Общее количество сотрудников предприятия;
  • Общее количество и характеристика структурных подразделений предприятие.
  • Описание прилегающей территории (при наличии)
  • Сведения об арендаторах.
  • Лицензия на сбор и работу с отходами производства;
  • План развития предприятия на ближайшие пять лет по вопросам, затрагивающим увеличение объемов отходов.
  • Наличие медицинского пункта.
  • Описание всех технологических процессов каждого структурного подразделения предприятия.
  • График работы предприятия.

В среднем разработка и подготовка ПНООЛР занимает несколько дней, однако все лица, привлеченные к разработке данной документации должны обладать специфическими специализированными знаниями в области экологического законодательства, а также разбираться в принципах оформления юридической документации и нормативно-правовых актов. Подобное значительное количество требований зачастую приводит к тому, что предприниматели обращаются в специализированные компании, которые помогают с разработкой подобных документов. В таком случае длительно оформления составляет около двух недель. При этом длительность согласования сформированных документов в Росприроднадзоре может достигать 30 дней.

Срок действия одного проекта ПНООЛР составляет 5 лет при условии, что предприниматель или юридическое лицо будет ежегодно предоставлять документацию, подтверждающую отсутствие изменений в используемых технологических и производственных процессах. Формат подготовки подобной отчетности также описывается в Федеральном законе.

Особенности согласования в Росприроднадзоре

Согласование ПНООЛР в Росприроднадзоре может осуществляться в бумажной или электронной форме. Требования к подаче документа отличаются в зависимости от уровня предприятия. Все предприятия федерального уровня обязаны подавать документы в федеральный орган, в то время как все остальные – в местные. Конкретные примеры его создания можно легко найти на официальных сайтах контролирующих органов.

Последствия отсутствия ПНООЛР

Все компании, чья деятельность приводит к формированию отходов обязаны заниматься составлением ПНООЛР. Отказ от соблюдения данного предписания приводит к наложению санкций, которые колеблются в зависимости от конкретного лица, совершившего нарушение. К примеру, простой гражданин может рассчитывать на получение штрафа до 2000 рублей, должностные лица – до 30 000 рублей, предприниматели, не являющиеся юр.лицами – до 50 000 рублей, предприятие – штраф до 50 000 рублей или остановка его функционирования на 90 дней.

В том случае, если нарушение данного регламента привело к тяжким последствиям, то в таком случае наступает уголовная ответственность.

Добавить комментарий
Adblock
detector