Лом черных металлов категории 5А — характеристики, источники и куда сдать
Процесс приема металлического лома в переработку строго регламентирован нормативно-технической документацией. ГОСТ 2787-85 предполагает предварительную сортировку всего сдаваемого вторичного сырья по категориям на основании:
- химического состава;
- доли углерода;
- габаритных размеров;
- наличия загрязнений и неметаллических включений.
Классификация включает в себя 28 классов в зависимости от целого ряда технических параметров. Сталь входит в первые 16 классов, чугун–с 17 по 24 класс, окалину, шлак и присад маркируют 25-28 классом. Дополнительная литера А в маркировке указывает на углеродистые материалы, лом с легирующими добавками помечен литерой Б. Таким образом черный лом 5А это негабаритный стальной лом без легирующих компонентов, промежуточное звено между категориями 3А (габаритный лом) и 12А (жесть).
Грамотная сортировка вторичного сырья на категории имеет прямое влияние на технологические процессы переработки, а от состояния лома и его химического состава зависит качество конечной продукции.
Характеристика лома категории 5А
К данной категории относят весь лом черных металлов, отдельные куски которого имеют негабаритные размеры. Минимальная допустимая толщина металла составляет 6 мм, вес от 1 до 5000 кг, а размер превышает 1500х500х500 мм.

Металлолом категории 5А представляет собой крупные куски черного металла, трубы диаметром более 200 мм и длиной до 1,5 м. Примечательно, что крупнокусковой лом не требует резки и расплющивания, трубы и части конструкций несложно сдать в стандартном виде.
Важным требованием к сдаваемому сырью служит степень чистоты. Показатель допустимого засора ограничен 3%, на практике базы приема указывают засор в 5%. Под понятие засора попадают все неметаллические включения (грязь, песок, пыль, мусор), иногда и легирующие компоненты. Лом 5А не должен иметь коррозии, при которой происходит расслаивание материала при динамическом воздействии, а также признаков контакта с кислотой. Кислотное воздействие способно изменить технические свойства металла, что в последствии может негативно сказаться на конечной продукции переработки.
Допустим небольшой налет ржавчины без повреждения структуры материала.
Источники лома 5А
Основным поставщиком крупногабаритного лома является сфера строительства. К категории 5А относят:
- каркасы;
- элементы несущих конструкций;
- опорные балки;
- второстепенные детали.
Большое количество лома черных металлов 5А представляет собой части крупных агрегатов, механизмов, технологических установок, иных стальных составляющих цехов промышленных предприятий разной специализации.
Большое количество вторичного сырья данной категории поступает из:
- коммунального хозяйства;
- военной отрасли;
- объектов энергетики (ЛЭП, оснастка предприятий, энергоносители);
- транспортной сферы (машины, спецтехника, механизмы, инженерные сооружения);
- промышленных предприятий;
- строительной отрасли.
Металлический лом 5А объединяет пролеты и опоры мостов, крупные части станков, швеллер, балки, любую специализированную технику, танки, железнодорожные вагоны.
Необходимо знать, что большую часть металлического лома несложно перевести в категорию 3А путем резки отдельных частей на габаритные элементы. Однако при этом необходимо учесть расходы на измельчение и перевозку лома. Нередко с экономической точки зрения крупногабаритный лом разумно сдать целиком, без дополнительных расходов на подготовку.
Куда сдать лом категории 5А
Данная категория является весьма востребованной на рынке вторичного сырья, поэтому металл можно сдать в любой приемный пункт. Учитывая особенность лома черных металлов данной категории, чаще всего при обращении в принимающую компанию заказывают услугу по демонтажу объекта, резке, погрузке и вывозу металлолома. При окончательном расчете стоимость дополнительных услуг вычитается из цены партии принятого вторичного сырья.
Стоимость лома категории 5А зависит от:
- рыночной стоимости металлолома;
- объёма сдаваемого металла;
- использования дополнительных услуг.
Планируя сдать партию металла в переработку, разумно узнать стоимость лома данной категории в нескольких приемных пунктах.
Увеличить прибыль несложно, если подкопить лом, и сдать его большой партией на крупную площадку сбора металлолома или на перерабатывающее предприятие. Однако, это не всегда возможно по причине большого веса отдельных негабаритных стальных деталей. Погрузка и перевозка такого лома требует привлечения специальной техники, которая не всегда есть в собственности у сдатчика.
Грамотный подход предполагает обращение в компанию, которая располагает собственной техникой и опытными мастерами для оперативного и безопасного демонтажа и вывоза негабаритного металлического лома.