Категории металлолома
Лом и отходы черных и цветных металлов активно используется в металлургии, поскольку технологии вторичной переработки позволяют сберечь природные запасы и улучшить экологическую обстановку на нашей планете. Важным моментом является тот факт, что применение вторичного сырья не оказывает влияния на качество конечной продукции.
Процедура сдачи металлического лома на приемные и перерабатывающие предприятия регламентирована рядом нормативных актов. В перечень требований к качеству сдаваемого лома входит пункт о его сортировке, призванной упростить дальнейшую переработку. Справиться с процедурой сортировки несложно, изучив виды металлолома.
Нормативно-техническая база
Классификация металлолома опирается на предписания ГОСТ 2787-75, согласно которому лом и отходы черных металлов делят на:
- категории;
- виды;
- группы.
Это дает возможность правильно оценить любой лом из стали и чугуна. Отдельным типам вторичного сырья присваивается индекс, содержащий краткую характеристику разновидности данного лома.
Классы лома черных металлов
В основе деления металлолома на классы лежит процентное содержание в материале углерода. Исходя из этого показателя необходимо выделить:
- лом и отходы стали (с содержанием углерода менее 2,14%);
- отходы и лом чугуна (с большим содержанием углерода).
Отдельной позицией в этой классификации может идти нержавеющая сталь. При ее изготовлении применяются легирующие элементы, заметно меняющие технические свойства материала.
Вне выше перечисленных классов необходимо выделить вторичный чермет, к которому относят сварочный шлак, доменный присад, окалину.
Категории металлолома по ГОСТ
Согласно нормативно-технической документации помимо классов для классификации отходов используют категории лома черных металлов:
- углеродистые соединения относят к категории А;
- легированные материалы—к категории Б.
Условное обозначение в обязательном порядке включают в индекс, который присваивается каждой разновидности металлического лома.
В перечень востребованных категорий необходимо включить:
- 3А—кусковой габаритный лом (весом не менее 2 и не более 600 кг) размером в пределах 800 Х 500 Х 500 мм;
- 5А—негабаритные отходы толщиной более 4 см, обрезки труб до 1,5 м, весом не более 2 тонн;
- 12А—любые элементы и детали толщиной меньше 4 см, а также проволока;
- 13А/Б—низколегированная проволока и канаты из стали;
- 6, 7—стружка в брикетах;
- 14, 15—стружка без какой-либо упаковки;
- 16А/Б—марки металлолома в виде закрученной стружки без ограничения по весу.

Разновидности лома и отходов черных металлов
Деление металлического лома на отдельные виды осуществляется на основе его качественных показателей. При сдаче вторичного сырья имеет значение:
- габаритный размер;
- внешний вид.
Лом встречается листовой и кусковой, обрезь, трубы, стружка, пакетированные отходы.
Согласно стандартам существует 28 видов лома черных металлов, распределение которых выглядит так:
- 1—16 чугунный лом;
- 17—24 стальной лом;
- 25—28 идут вне основной классификации.
Благодаря индексу несложно получить информацию об основном материале лома (чугун/сталь), правилах его приема и переработки.
Для каждого вида существует допустимый процент содержания примесей или окалины, следов загрязнений, ржавчины, а также варианты его фасовки и упаковки для последующей безопасной перевозки на предприятия переработки.
При перевозке возможны следующие стандартные способы упаковки:
- куски (их габаритные размеры регламентированы технической документацией);
- брикеты;
- пакеты.
Важно знать, что с учетом габаритных размеров и состояния лома одно и то же изделие может попасть в разные категории. К примеру, трубы с учетом их диаметра, толщины стенки и размера отдельных элементов могут быть отнесены к категориям 3А, 5А, 11А или 12А.
Это правило применимо для стальной арматуры и различных балок.
Автомобильный кузов относят к категории 12А. При этом рама любого транспортного средства или спецтехники подходит под описание 5А.
Если утилизации подлежит какой-либо агрегат (электродвигатель, к примеру), то в нем присутствует лом и черных, и цветных металлов. Целиком отнести такой агрегат к определенной категории лома нет возможности. Грамотный подход предполагает демонтаж устройства с последующей сортировкой элементов.
Классификация по сфере применения
Нередко при приеме на переработку используется разделение металлического лома по области использования изделий, подлежащих утилизации. В этом плане принято выделять:
- бытовой лом (различные бытовые приборы, устройства, технику и предметы хозяйственного назначения);
- амортизационные отходы (строительные сооружения и конструкции, целые автомобили, спецтехника, речные и морские суда, тепловозы и железнодорожная техника);
- военный лом (оборудование и различная военная техники, списанная на законном основании);
- легковесный лом;
- кусковой (крупный, но в пределах принятых нормативов);
- пакетированный (мелкие отходы, должным образом спрессованные и подготовленные к переплавке);
- оборотный лом (брак заводов и различных производств);
- сложный лом (различные изделия из сплавов и комбинированных материалов).
Зачем нужна сортировка металлолома
Металлический лом служит важным сырьём для металлургической отрасли. Его сортировка служит важным этапом переработки перед отправкой вторичного сырья в доменную печь.
Жесткость требований к габаритным размерам лома объясняется особенностями транспортировки и последующей переработки. Партии габаритного лома несложно перевозить россыпью в открытых товарных вагонах с последующей отправкой на переплавку без дополнительной резки. Это снижает стоимость и упрощает переработку.
Важным моментом является и загрязненность вторичного сырья. На нем не должно быть:
- следов коррозии;
- остатков кислот;
- признаков воздействия высоких температур.
Подготовленный к переработке металлический лом должен быть чистым, с минимальным процентом засора (до 2%) в виде песка, пыли, остатков лакокрасочного покрытия.
При соблюдении всех этих условий металлический лом несложно перевезти и переработать без дополнительных усилий на его очистку и дополнительную сортировку.